Проектная, конструкторская документация в мебельном деле

ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В МЕБЕЛЬНОМ ДЕЛЕ

Отвечая на вопрос, что такое проектная документация, попробуем определиться, где, и насколько часто мы сталкиваемся с такого рода документами.

Начало процесса взаимоотношения заказчика с производителем мебели начинается с самого желания человека купить тумбочку. Когда у человека возникло это желание, он открывает каталог, заход в интернет, видит картинки. Это первая проектная документация, с которой сталкивается человек.

Когда будущий заказчик начинает определяться со своим выбором, он звонит представителю продающей организации. Представитель продавца смотрит цену, справочные материалы в прайсе. Прайс является уже вторым проектным документом в нашей цепочке.

В случае, если данное изделие стандартное, продавец проверяет наличие на складе, если на складе данного изделия нет, он обращается на производство. Там уже дальше возможны расхождения, работает ли производство по подготовленным конструкторским чертежам, или использует проектные.

Этим примером сейчас хотел указать, что с проектной документацией, вопреки расхожему мнению, мы так или иначе сталкиваемся каждый день.

И информация в каждом из сегментов нашей проектной документации очень важна, каждая ошибка приносит многомилионные убытки. Независимо, прямые ли эти убытки, или в виде упущенной прибыли. В каждой картинке в каталоге, в каждом пункте прайса, в каждом чертеже на согласовании, если будут ошибки, ляпы, пусть даже незначительные, это приводит к тому, что человек может отказаться от заказа. При этом мы должны понимать, что производство мебели занимает лишь долю всего мебельного дела в целом, и поставщик, продавец может отказаться работать с нами из-за постоянных ошибок, потому что всегда найдётся изготовитель, проектировщик, с более ответственным подходом.

Прошу отметить внимание, что картинка в каталоге, это не только красота и эстетика, это важный материал, на который опирается заказчик, архитектор, когда заказывает то или иное изделие. Конструктивные решения, материалы, цвет той или иной детали – это очень важно. Прайс – это не только список перечня артикулов изделий с ценами, но и цвет, отделки, возможные конфигурации изделия, пометки, относящиеся к каталогу, которые помогут минимизировать возможные ошибки при заказе изделия.

Если рассматривать проектную документацию заказных изделий, создаваемых по эскизам, встраиваемой мебели, это вообще очевидные вещи. Каждый неуказанный материал, каждая неуказанная отделка, пропущенная позиция, это убытки, которые несёт производство, это репутационные убытки, всё это очень важно.

Можно указать на некое возможное послабление для проектировщика, проектной документации, что наша информация не попадает на станок напрямую, а проходит через опытного столяра краснодеревщика, или конструктора, поэтому у нас есть небольшой буфер возможной ошибки, в отличии от конструктора, у которого подготовленная информация идёт напрямую сразу на станок, у него нет промежуточного проверочного звена. Это оправдывает загруженность проектировщика, вынужденно большой объём рабочей информации, в отличии от конструктора, но всё равно это не даёт права халатного отношения к своей работе.

Как было упомянуто выше, производство мебели является лишь звеном в общем мебельном деле. И какой бы хорошей не была наша документация, она не живёт отдельно, а должна быть связана в общий комплекс. Информация должна быть достаточно обобщённой, стандартизированной, и понятной остальным участникам рынка: поставщикам, продавцам, транспортным компаниям, архитекторам, инженерам, смежным проектировщикам и прочим. То есть наша документация является не набором красивых картинок, а прежде всего источник информации, чтоб её было достаточно всем участникам нашего общего дела, чтоб каждый мог максимально эффективно выполнить свою работу.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ МЕБЕЛИ

Как правило, при упоминании проектной документации, мы представляем себе набор чертежей. Да, как любой чертёж, это вид технического задания, по которому работают люди, но что должно содержаться в этих чертежах, какой вид работ они регламентируют, и чем отличаются чертежи какого-то здания от чертежа шкафа в своих принципах?

Думаю, никто из нас никогда не видел сборочный чертёж здания. Потому-что сложно было бы перевернуть здание, чтоб проще закрепить фундамент, собрать крышу отдельно, чтоб применить скрытый крепёж. Можно указать некие сегменты здания, разнести, удобней показать основные элементы, но не получится сформировать прямые сборочные единицы, если это не блочная жилая конструкция. То есть задние должно иметь прямое начало, земельный участок, фундамент, подъездные дороги, последующие строительные циклы. Проектная документация здания – это последовательность строительных, монтажных работ, которые нужно произвести на объекте, опираясь на какой-либо предыдущий существующий этап, элементы уже возведённых конструкций. Какие-то работы могут вестись параллельно, но так или иначе они привязываются, опираются на что-то существующее. В отличии от сборочного чертежа шкафа, в проектных чертежах присутствует какая-либо опора. Ещё можно сделать акцент, сформулировать, что производственная конструкторская документация является неким паспортом изделия, сборки, детали. В то время как проектные чертежи в той или иной мере указывают работы, которые необходимо провести на данном объекте. То есть, конструкторские чертежи – это «изделие и его описание», проектные чертежи – это «строительный объект и производимые работы».

Если мы обратимся к Градостроительному кодексу РФ, где описана проектно-сметная документация, там явно указывается строительный характер этих документов, при чём здесь мебель спросите вы. Понятна ситуация со встроенной мебелью. Но даже любой стол, кресло, является неотъемлемой частью конкретного помещения, конкретной квартиры. Перенести его можно куда угодно, переставить, но так или иначе оно приобретается для данной квартиры, для данной комнаты, в конкретное место. Поэтому заказ любого мебельного изделия является частью проекта конкретной квартиры.

Любое изделие, тумбочка, зеркало, производится с прямой привязкой к конкретному человеку, который будет им пользоваться: высокий человек, низкий, женщина, ребёнок, в каждом случае присутствуют нюансы, которые должен учитывать проектировщик мебели. Даже если это стандартное изделие, при разработке прайса мы можем указать только стоимость и размеры зеркала. Но чем больше входной необходимой информации мы передадим о нашем изделии, для кого, для каких помещений, для каких случаев было спроектировано наше изделие, систему навески, массу, способ крепежа, мы поможем проектировщику интерьера, архитектору быстрее и более качественно выполнить свою часть нашей общей работы. И только когда мы получили ответы на все вышеуказанные вопросы, тогда мы можем приступать к производству нашего изделия.

Если вернуться к пониманию проектной документации, мы понимаем теперь, что прайс, сопутствующая вводная техническая информация к нашему изделию, являются элементами единого комплекса проектной документации, которая нужна для общего комплекса работ, которые нужно произвести для постройки дома, квартиры. И даже если взять простейшую тумбу, для которой нужен самый минимум входной информации, помимо артикула, цены, отделки, размеров нашей тумбы, нам нужно указать размеры в упаковке и вес изделия, чтоб доставка нашего изделия не превращалась в военную спецоперацию.

КЛАССЫ МЕБЕЛИ

Разберём основные классы мебели. Типовая мебель, стандартная мебель, эксклюзивная, индивидуальная. Вокруг этих слов сложились общие понимания, которые не описываются какими-либо определениями, и воспринимаются нами как набор штампов, стереотипов, которые не дают чёткого понимания о структуре изделия, характере его проектирования или производства.

Под пониманием типовая мебель, каталожная, стандартная – в рамках сложившейся культуры мы понимаем крайне дешёвую мебель массового производства. Зачастую это понимание указывает так же на низкое качество материалов, некрасивый внешний вид. Но если мы рассмотрим зарубежных изготовителей, мы обнаружим, что кухни, гардеробные крайне высокого ценового диапазона, когда кухонный гарнитур может иметь стоимость более 10-ти млн. рублей, а гардеробная порядка 1 млн. евро, на самом деле являются самой что ни на есть ТИПОВОЙ мебелью, подробно проработанной в КАТАЛОГЕ, с жёсткой определённой ценой каждого СТАНДАРТНОГО компонента, определённой системой размеров, условий и способов монтажа. Конечно, зачастую некоторая доля компонентов гарнитура делается индивидуально, с учётом пожеланий заказчика, с учётом помещения. Но всё равно эти индивидуальные компоненты зачастую являются лишь более-менее глубокой модификацией разработанных ранее стандартных элементов. А в основе гарнитур остаётся комплексом унифицированных элементов, описанных в каталоге, без каких-либо изменений вообще.

При этом, когда мы упоминаем эксклюзивная, индивидуальная мебель – наоборот, мы воспринимаем это как определение крайне дорогой, красивой, качественной мебели. Но в сути данного определения нужно понимать, что тумбочка, изготовленная мастером-умельцем своему соседу из десяти жердей по своему эскизу, является самой что ни на есть ЭКСКЛЮЗИВНОЙ мебелью, так как больше нигде такой нет на самом деле, и, возможно, останется выполнена в единственном экземпляре. А шкафчик на балкон того же мастера, подрезанный с учётом перилл по ширине балкона, с полочкой для рассады, из трёх брусков и двух листов фанеры – является как раз ИНДИВИДУАЛЬНОЙ мебелью, так как изготовлена по индивидуальному заказу под конкретное помещение, с индивидуальными пожеланиями заказчика, без использования стандартных, каталожных сегментов.

Из сказанного выше такие слова как: типовая, стандартная, эксклюзивная, индивидуальная мебель, определяя изначально вполне явные понимания, обросли за последнее время огромным количеством рекламных штампов, что в итоге не даёт возможности их использовать в качестве терминов.

Предлагаю, в качестве определения мебели, которая является композицией, комплексом, собираемым на объекте из стандартно описанных элементов, имеющих свои обозначения, стоимость, типовые схемы построения. Или сборкой из стандартных элементов, имеющих возможность создавать иные модификации, используя данные элементы, собираемых окончательно на производстве. Использовать термин – МОДУЛЬНАЯ мебель, независимо от стоимости, качественно-эксплуатационных характеристик, возможности модифицирования, конфигурирования под конкретный заказ.

В качестве определения мебели, которая изготавливается без стандартно производимых компонентов, или доля этих компонентов менее 10-20% в составе изделия. Когда проектирование производится опираясь только на эскиз, сортамент материалов, с использованием стандартной или индивидуально изготавливаемой фурнитурой, элементами конструкции, использовать термин – СВОБОДНО ПРОЕКТИРУЕМАЯ мебель. Не зависимо от стоимости и типа используемых материалов, стоимости конечного изделия, структуры и сложности, эстетического вида конечного изделия, такого рода мебель единообразна по принципу проектирования, производственному процессу.

РАЗЛИЧИЯ, СРАВНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Исторически сложилось, что в нашей стране в школах, в большинстве ВУЗов в курсе начертательной геометрии, в основном рассматривается машиностроение и система стандартов ЕСКД, большинство ВУЗов в принципе у машиностроительных. И большинство людей при вопросе стандартов у нас в стране укажут аббревиатуру ЕСКД, или признаки машиностроительных чертежей как единственную систему стандартов чертёжной документации. Многие, конечно, знают, что это не совсем так, но из опыта общения с технически грамотными людьми, в частности среди производителей мебели, для многих становится открытием, что в системе государственных стандартов ГОСТ описываются различные нормы чертёжной документации, которые частично совпадая, собраны в два больших комплекса нормативов:

ЕСКД – система КОНСТРУКТОРСКОЙ документации для машиностроения и приборостроения.

СПДС – система ПРОЕКТНОЙ документации для строительства и судостроения.

При указании такого акцента, многие вспомнят, что в машиностроительных чертежах в размерах используют стрелки, а в строительных чертежах засечки. Но почему присутствует такое различие, чем продиктована такая необходимость, почему не пришли к единому отображению? На самом деле условности, принятые для того и другого вида чертежа, отображают принципы работ, проводимых на строительной площадке и на производстве. Эти различия не ограничиваются внешним видом чертежа, а определяют саму основу построения чертёжной документации, есть несколько самых основных ярких различий:

  1. Размеры.

1.1. Размеры на строительных чертежах, в проектной документации. Так как работы на строительной площадке в той или иной мере являются монтажными работами, то есть закрепление, приклеивание, уже имеющихся элементов, конструкций, то строительные чертежи (проектная документация) содержат по сути образ помещения в той или иной стадии монтажа с указанием расположения смонтированных конструкций в данном помещении. Зависимость расположения элементов друг относительно друга при этом в основном определяется как допустимость внешнего вида, то есть ошибка по сути не является ошибкой, если это не заметно «на глаз» на данном этапе, или не будут причиной осложнения последующих работ, не повлекут за собой ЗАМЕТНОГО ухудшения внешнего вида на окончательных этапах. И так как главным контролем качества по завершению отделочно-монтажных работ является взгляд человека, главным и определяющим становится именно взаимное расположение конструкций и элементов друг относительно друга. Поэтому основа простановки размеров на строительном чертеже является размерная цепь, сумма размерных цепей. И так как строительные чертежи отображают всегда достаточно большую площадь с расположенными на ней большим количеством различных элементов, чтоб не допустить путаницы на строительной площадке, не тратить время на поиск какого-либо размера, требуется как можно большее количество размеров, зачастую с массой дублирований. Так как строительные чертежи в основном являются совокупностью планов и развёрток, зачастую с указанием последующих или предыдущих монтируемых элементах, возможные ошибки визуально легко заметны, корректируются без ущерба итоговому результату. Как следствие, при расстановке бесконечного количества размерных цепей, наиболее удобны именно засечки.

1.2. Размеры в конструкторских чертежах, производственной документации. Вопреки всему вышесказанному, основа построения производственных операций практически прямо противоречит всей системе строительных чертежей. Основа проверки верности изготовления какой-либо детали является собираемость и правильное функционирование механизма, собранного из этой детали. Ошибка расположения отверстий друг к другу, или группы отверстий относительно другого элемента в доли миллиметра не позволит собрать сборку. Критично важным становится допуск, квалитет точности каждого размера, каждого элемента детали. В большинстве случаев деталь передаётся в производство без возможности рабочим понимания соотношения её с другими деталями, поэтому возможную ошибку или первостепенность одного размера перед остальными определить не возможно, изготовление производится строго по чертежу. Исходя из сказанного, принципов геометрии, мы понимаем, что размерная цепь заранее является суммой погрешности всех указанных размеров. Допуск каждого размера суммируется с остальными для конечного элемента. В случае, если по возможности допусков, принципу конструкции, предполагаемому использованию кондукторов, специализированного оборудования, мы принимаем удобным и допустимым использовать размерную цепь, правила ЕСКД напрямую запрещают замыкать размерную цепь, или обязывают указывать буферный размер как справочный. В остальных случаях предпочтительным является использование ординатных размеров с указанием базы. Как следствие, мы понимаем, что в данном случае засечки менее читабельны, и предпочтение отдано использованию стрелок. Отдельно отмечу, так как в конструкторских (производственных) чертежах важно понимание базы для каждого конкретного размера, повторяемость какого-либо размера будет вводить технолога, изготовителя в заблуждение, какой базе отдать предпочтение, поэтому дублирование размеров на чертеже прямо запрещено стандартами ЕСКД. Или так же указывать необходимые по усмотрению конструктора размеры в качестве справочных.

2. Планы. Так как любое, даже самое замысловатое здание в своей сути является совокупностью полов, этажных перекрытий с перегородками и потолками, а корабль по сути, это плавающее здание, то основой строительных чертежей в системе СПДС являются планы и развёртки по стенам. Интуитивно и в рамках общего социального развития мы понимаем значение слов: план, развёртки по стенам. Но при детальном рассмотрении конструктор машиностроитель сталкивается с когнитивным диссонансом. В системе ЕСКД вообще не фигурирует, не описан такой термин как план. Действительно, сложно представить, описать определение «план танка», «план автомата». И если план помещения довольно несложно описать по системе ЕСКД как «горизонтальный разрез помещения по оконным проёмам», то такую структуру, весьма удобную для строителя, «план потолка», конструктору машиностроителю весьма сложно будет понять в принципе, собственно, как и назначение такого рода чертежей. Если попытаться описать определение «план потолка» по системе ЕСКД, получится: «Условная проекция потолочных элементов в горизонтальном разрезе помещения», при этом в примечаниях к чертежу обязательно потребуется указать: «Напольные покрытия, напольные элементы, настенные конструкции условно скрыты». При этом в мебельном производстве периодически встречаются ошибки, когда проектировщик передаёт на производство потолочную конструкцию в виде плана, производство изготавливает данную конструкцию не делая поправки на условную точку взгляда данного вида, в итоге имеем зеркальную по отношению к самому потолку конструкцию, которую невозможно смонтировать.

3. Развёртки по стенам. Выше описал, что второй основой строительных чертежей являются развёртки по стенам. Хотя интуитивно понятно назначение и вид данных чертежей, и определение развёртки в СПДС описывается как изображение конкретной стены от угла до угла, но весьма важна проекция выступающих, близко расположенных к данной стене элементов смежной стены. В итоге, под определением развёртки стены, на самом деле понимается вертикальный разрез помещения с видом на данную стену, с захватом близко расположенных, определяющих элементов, конструкций смежных стен. Отдельно отмечу, что в ЕСКД описано отдельное, иное определение развёртки, как специфичный чертёж заготовки детали из листового материала.

4. Монтажный чертёж. В системах ЕСКД и СПДС присутствует определение монтажного чертежа, даже в описании они практически полностью совпадают. Цель и назначение этих чертежей так же в сути одинаковы. Но в принципе понимания задач тех и других чертежей закладывается принципиальное различие. На примере настенного зеркала:

4.1. ЕСКД монтажный чертёж. Для производственных чертежей основой является само изделия, без соотношения где и как будет применяться. Важно лишь указание расположения монтажных приспособлений относительно контура изделия, способа крепежа. Применительно к зеркалу достаточно указать вид зеркала спереди, расположение креплений относительно контура, детально схему крепления.

4.2. СПДС монтажный чертёж. В проектных же чертежах рассматривается непосредственно помещение, куда монтируется данное зеркало. С указанием монтажной бригаде, какой применять крепёж, расположение крепежа относительно стены помещения, пола, контур зеркала, привязка его расположения.

5. Компоновка чертежа, обозначение.

5.1. ЕСКД компоновка, обозначение. В производственных чертежах основой чертежа является само изделие, деталь, или сборка. Поэтому, как мы отмечали раннее, чертёж является как бы паспортном данного изделия. Соответственно, обозначение чертежа есть обозначение данной детали или сборки, с пометкой возможного дополнительного типа чертежа данной детали или сборки. Соответственно, на конкретном чертеже может быть указана только данная деталь или сборка, с выбором подходящего формата для достаточной информативности чертежа.

5.2. СПДС компоновка, обозначение. В проектных чертежах ситуация логически построена схожим образом, но акцент смещён в другую сторону. Все чертежи комплекта проектной документации в том или ином виде показывают некое одно конкретное помещение, здание, изделие на разных стадиях монтажа, элементы, применяемые в данном помещении на данном этапе. И все чертежи ссылаются, обозначают это помещение, группу помещений, изделие. Соответственно, определяющим обозначением, наименованием чертежа является уже не данное помещение, изделие так как все чертежи так или иначе к нему относятся, а стадия или элементы, отображаемые на данном конкретном чертеже. То есть в случае производственного чертежа нам требовался чертёж на каждую конкретную деталь, то в проектных чертежа применимо, и весьма удобно в работе, когда на одном чертеже большого формата отображена группа однотипных элементов для данного помещения, изделия. И в наименовании чертежа указывается обобщающее название или перечисление данных элементов, разрезов, видов.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Так как основой курса являются проектные чертежи, и в дальнейшем именно по ним мы будем работать, кратко опишу для понимания производственные чертежи, чтоб было понимание сферы оптимального использования производственной и проектной документации в каждом конкретном случае.

Производственные чертежи состоят из: конструкторских чертежей, спецификаций, ведомостей, схем и карт.

Спецификации-ведомости:

1. Спецификации являются обязательным приложением любой сборки, где перечислены все компоненты, составляющие данную конкретную сборку. Спецификация может быть развёрнутой, описывать детали подсборок, входящих в данную сборку, но количество деталей или подсборок указывает только входящих в данную сборку. В развёрнутой спецификации – количество подсборок, ниже уровнем, количество деталей в данной одной подсборке. Спецификация является конструкторской документацией.

2. Ведомости. При всём явном понимании, значении спецификации, зачастую требуется указать для снабжения, внутрипроизводственной системы поставок, для поставок клиенту в качестве приложения, отдельно некоторый вид комплектующих, отдельно крепёжные элементы. При этом зачастую в соответствии необходимостью нужно пересчитывать количество компонентов с учётом на всё изделие, или схожие компоненты на группу изделий, или учесть количество изделий в заказе. Ведомость является технологической документацией.

При всей схожести типа и значения спецификации с ведомостью. Спецификация имеет только один вид, один принцип составления, одну форму составления. Ведомости же различаются в зависимости от задач производства, зачастую форма составления может значительно отличаться, регламентируется внутренней системой документации.

КОНСТРУКТОРСКИЕ ЧЕРТЕЖИ, СХЕМЫ, КАРТЫ

1. Конструкторские чертежи наиболее часто изучаются, но всё меньше используются в производстве в целом, и в мебельном производстве в частности. Производства активно переходят на электронный бесчертёжный формат взаимодействия, альтернативный вид документации, всё больше имеющий вид инструкций. Но в производствах, где нет жёсткой специализации на какой-то конкретный вид продукции, или высокое разнообразие технологических операций, используемых материалов, сложность технологических карт в следствии высокой прецизионности деталей, оформление в том или ином виде конструкторской документации требуется.

1.1. Детальные чертежи довольно редко используются в столярном производстве, но они нужны для компонентов, которые не являются специфичными для данного производства, для сложных деталей, для деталей, которые изготавливаются, обрабатываются до сборки. В следствии развития электронного документооборота, САПР твердотельного проектирования, конструкторским чертежом не обязательно является привычный со школы набор ортогональных видов, форма изображения детали может быть ограничена аксонометрической проекцией, достаточной для понимания формы, указания необходимых размеров, пометок обработки, отделки. Далеко не всегда требуется распечатка документации на бумажный носитель, зачастую технологу, изготовителю удобней работать с документами в электронной форме. Главное, что определяет детальные чертежи конструкторской документации – указание формы детали, размеры с указанием точности, первостепенности, указание базовых отметок, требования к допускам геометрии поверхностей детали, требования к обработке, отделке детали, материал. То есть детальным чертежом является не столько сама форма детали, сколько требования к изготовлению данной детали, которые позволят ей выполнять заданные функции в составе изделия. Детальные чертежи являются конструкторской документацией.

1.2. Сборочные чертежи гораздо чаще применяются в столярном производстве. Особенно в изделиях высокой ценовой категории, с использованием массива древесины, плитных материалов которые предполагают обрабатываемость, последующую отделку (МДФ, ХДФ, фанера). Детали в таких сборках зачастую низкой сложности, без отделки, часто с припусками на доработку. Обработка деталей по большей части происходит уже в составе сборки, или в виде предварительной подготовки непосредственно перед сборкой, технологическая подготовка к склейке, присадка под последующую установку фурнитуры. Исходя из указанного, в сборочном чертеже в первую очередь прорабатываются внешние и установочные размеры, взаимное расположение деталей друг относительно друга при свободном позиционировании, размеры деталей, размеры элементов обработки, отметки об обработке поверхностей, отделке. Так же указать материал деталей, если отдельных детальных чертежей не требуется. Важным элементом сборочного чертежа является спецификация, которая определяет состав данной сборки. В спецификации допустимо указать материал детали отдельно, если материал деталей сборки не однородный, отделку, если деталь обрабатывается до сборки, и отдельных детальных чертежей не требуется. Так как из задач сборочного чертежа заранее предполагается, что сборочный высоко насыщен графически, указание деталей обозначениями будут перегружать чертёж, поэтому детали на чертеже указываются номером позиции из спецификации. Сборочные чертежи являются конструкторской документацией.

2. Технологические графические документы Графические документы сами по себе очень дорогие в реализации, и ранее из возможной производственной документации графически оформляли в основном только конструкторскую документацию, которая в максимально сжатой форме позволяет передать всю необходимую для изготовления информацию. Но в последнее время, с развитием вычислительной техники, графическая информация стала гораздо более доступной. При этом большую часть вычислений, согласований, технологической подготовки стало возможно выполнять вообще без оформления документации, ограничиваясь построениями плоских или объёмных компьютерных моделей. В связи с этим стали получать распространение альтернативные чертёжные документы, которые адресованы конкретным технологическим участкам, имея полную, максимально удобную для этой технологической операции информацию, но не перегружая дополнительной информацией, которая в данном случае не требуется.

2.1. Схемы В случае, когда схема отображает принцип работы изделия, его функционирования, в целом когда схема необходима в стадии разработки изделия, в таком случае схема является конструкторской документацией. В случаях, когда схема наглядно отображает, облегчает понимание какого-либо технологического процесса, в таком случае схема является технологической документацией. В частности, в мебельной промышленности наиболее часто используются схемы сборки. При этом схема сборки может направляться непосредственно на участок сборки на производстве, передаваться монтажной группе на объект, и оставаться внутренней технологической документацией. Или включаться в инструкцию сборки, комплектации для передачи клиенту, обслуживающей организации. Суть документа и принцип построения во всех случаях будет единой, различается только объём и вид включённой информации. Собственно, любая технологическая документация в первую очередь подчинена внутренним стандартам документооборота, и отображают специфичные для каждого производителя нюансы технологического процесса. Стандартизация и унификация документов всегда положительно сказывается на сокращение сроков обучения персонала, облегчение читабельности, но утверждение остаётся за технологами конкретного предприятия.

2.2. Карты облегчают указание расположения каких-либо элементов в детали, сборке, в отображении процесса. Так же как схемы, документы, которые могут быть названы картами весьма обширны, сохраняется тот же принцип. Если карта отображает процесс, принцип работы изделия, необходима в стадии разработки изделия, её следует относить к конструкторской документации. Если карта облегчает понимание, чтение, в конкретной технологической операции, это технологическая документация. В столярном производстве наиболее распространены карты раскроя, карты присадки. Как следует из названий, карты раскроя необходимы на участке раскроя плитного, линейного материала на заготовки, карты присадки, на участок присадки сверловки присадочных отверстий, пазов. Для каждого оборудования построение карт изменяется в зависимости от условий использования конкретного оборудования, принципа построения технологической операции. Для присадки используются: оснастка (кондукторы) для ручного сверления, пазования, многошпиндельные присадочные станки, специализированные пазовальные станки, оборудование с ЧПУ с ручным вводом координат. Раскрой можно производить вручную циркулярной пилой по шине, на форматно-раскроечном станке, на оборудовании с ЧПУ с ручным вводом координат. Если оборудование с ЧПУ позволяет электронный ввод информации, подготавливаются специализированные управляющие программы, исключая необходимость подготовки соответствующих карт.

ВИДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО КЛАССАМ МЕБЕЛИ, ТИПАМ ПРОИЗВОДСТВ

При этом, сам по себе тип мебели не является прямым определением масштаба и структуры производства. Понимая, что большинство столярных мастерских в основном делают свободно проектируемую мебель, а достаточно крупные фабрики в основном производят модульную мебель. Небольшая компания из 5-7 человек могут разработать для себя каталог, и заниматься изготовлением модульной мебели (типовой, стандартной), не зависимо от сложности и стоимости этих изделий. Но и крупная организация в тысячи квадратных метров производства, с десятками человек ИТР может специализироваться на свободно проектируемой мебели. При этом и то и другое производство может успешно сочетать возможность изготовления и модульной и свободно проектируемой мебели. Помимо этого, производители часто кооперируются между собой по тому или иному виду работ, и документация приобретает характер внешнего взаимодействия, на основе которых составляются контракты.

При всём описанном многообразии взаимоотношений в мебельном производстве, подразумевается однотипность проектной документации, единое понимание которой являлось бы залогом успешности функционирования всей системы. Но оправдываясь разными масштабами производств, мы сталкиваемся с набором различных внутренних стандартов. Несомненно, это сказывается на вхождение в коллектив представителей ИТР и столяров, многие месяцы которые вынуждены вникать в тонкости внутренних стандартов, при неизбежной ротации кадров которых всё повторяется снова с непременным сопутствующим браком, низкой эффективностью данного человека, как следствие, снижение эффективности всего производства в целом и прочее-прочее.

Но может ли документация быть единой и для малого и для крупного производства, для модульной и свободно-проектируемой мебели? Справедливо отметить, что полноценно, подробно проработанные проектные, конструкторские чертежи весьма затратные в плане ресурсов составляющих их проектировщиков, конструкторов. Нужны ли сложные большие чертежи мастеру-соседу, который делает тумбочки из десяти планок, или для кухонной фабрики со стандартным модельным рядом, которая изготовила уже несколько тысяч гарнитуров? Конечно не нужны! При этом для заказчика всегда желательно получить чертежи по возможности быстрей. В идеале проект модульной мебели подготавливается в рамках 1 - 2-х часов. Помимо этого, активно разрабатываются системы полностью автоматического проектирования специализированными программами (ботами).

При этом мы не должны упускать из виду, что проектная документация, являясь элементом внешнего документооборота для работы с заказчиком, во многом является обложкой предприятия изготовителя, продающей мебельной организации, и должна рассматриваться как элемент маркетинга, иметь соответствующую художественную составляющую, подходящую для конкретного случая. Поэтому вполне допустимо и возможно отклонение оформления чертежей от общих принятых стандартов. Мы должны понимать, что работая в общем мебельном деле, красивые чертежи будут дополнительно способствовать продвижению нашей продукции, и людям, которые вместе с нами сотрудничают, будет легче выполнять свою часть работы по рекламе, продвижению нашей продукции. Вполне допустимы отклонения по оформлению и составу штампа чертежа, шрифтам, применяемым цветовым решениям.

Теперь в понимании проектной документации перед нами блок практически нерешаемых, противоречащих между собой задач. Единообразие и однозначность понимания условностей, малые и крупные предприятия, свободно-проектируемая и модульная мебель, возможное расхождение во внешнем оформлении. Как можно это всё совмещать с государственными стандартами документооборота?

Прежде всего следует осознать, что стандарты призваны не усложнить, а упростить нам жизнь. Стандарт является аналогом фундамента, который рассчитан под небоскрёб. Но на этот фундамент можно поставить и вигвам, и средневековый дворец, и пятиэтажную «хрущёвку», и частный дом. Основой любой документации является набор достаточной ИНФОРМАЦИИ, которую мы хотим подтвердить, передать на производство.

- Если в отношениях соседа-мастера и соседа-заказчика есть доверие, заказчик видел работы мастера, согласен на «взгляд мастера», присутствует заранее заложенная возможность переделки под пожелание заказчика. В таком случае достаточно ограничиться эскизом, указывающим основные размеры, размещение дверок, ящиков, цвета и материалы. По сути, этот эскиз так же будет той самой проектной документацией, только очень ограниченной. Так как заказчик видел изготовленную ранее мебель, ему понравились конструктивные и декоративные решения тех или иных узлов, и прорабатывать их дополнительно в чертеже нет оправданной необходимости. Тот же принцип проявляется, когда небольшое предприятие из бригады мастеров (customizing) работают по эскизам от архитектора или без эскизов по свои наработкам. Кто-то из команды владеет навыками подготовки проектной документации, прорабатывает основные нюансы, оставляя «на доработку руками» типовые, внутренние узлы.

- Если мы прорабатываем модульную мебель, так же нет необходимости прорабатывать плотно каждый узел. У предприятия так или иначе подготовлен набор проработанных модулей, с типовыми размерами, проработанными решениями корпусных, внешних декоративных узлов. В таком случае от проектировщика требуется составить композицию по желанию заказчика, максимально красиво, гармонично, удобно. В некоторых случаях от проектировщика помещения, архитектора, есть уже решение данной мебели, нужно перепроверить на собираемость, удобство эксплуатации, внести необходимые корректировки. При этом по возможности использовать модули из утверждённого предприятием типового размерного ряда, чтоб не удорожать изделие, не усложнять жизнь производству необходимостью доработки каких-либо модулей. Некоторые предприятия жёстко стандартизируют свою продукцию, возможности доработок нет, проектировщику нужно собрать композицию строго из представленных модулей, конкретных размеров.

- Во внешнем оформлении документации, если предприятие посчитает нужным отклониться от ГОСТ-ов, каким бы не был шрифт в оформлении чертежа, в первую очередь он должен быть легко читаемым. Дальше всё зависит только от организаторов фабрики, продавцов, в желании отразить некий свой индивидуальный стиль. Но следует иметь ввиду, что сложные, насыщенные чертежи гораздо хуже читаются с альтернативным оформлением, и в большей части они применяются при проектировании модульной мебели, где в первую очередь оценивается внешний вид собранной композиции.

В основе своей, по принципу составления, по принципу подачи материала, чертежи так или иначе должны оставаться в рамках одних стандартов, но в каждом конкретном случае используют нужную его часть.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РАЗРАБОТКА В ПРОЕКТИРОВАНИИ МЕБЕЛИ

Уточнив понимание и значение проектной документации, которое присутствует в нашей системе стандартов, определим значение проектировщика как специалиста. Разберём термин дизайн и дизайнер, которое прочно вошло в наш обиход в 90-е года.

На родине этого слова - «design» обозначает именно сумму проектных работ, вместе со всем набором ответственности и объёмом необходимой информации, которую необходимо подготовить дизайнеру в своей области. От художественной разработки до ведомостей, для передачи конструкторам на производство, строителям. В нашей стране среди обывателей, а зачастую и в среде специалистов, это понимание оказалось сильно обрезано, и в большинстве случаев под ним понимают только художественную разработку изделия, эстетический подбор материалов в проектировании интерьера.

Да, конечно, проектировщик должен обладать навыками эскиза, передавать художественный замысел, используя современные средства визуализации, отвечать за эстетику при работе с клиентом, смежными специалистами. Но это является пусть важной, но только одной из функций проектировщика, в сумме остальной сферы ответственности.

По сути, художественную разработку изделия может провести сторонний человек, не знакомый глубоко с проектированием конкретного вида изделий. Независимо от степени владения навыками эскиза, он может передать художественный замысел изделия, указать, подобрать основные знаковые материалы. В таком случае он будет являться художником данного изделия, интерьера. А проектировщик, являясь профессионалом своей области, дорабатывает входящий эскиз до рабочего проекта, который можно передавать в работу, включать в общую систему производства, продаж.

В сумме вышесказанного, не умаляя достоинств дизайнеров из западных стран, откуда пришло к нам это слово. Нужно отдавать себе отчёт, что в нашей стане само это слово претерпело большие трансформации в понимании и определении, мало кто из профессиональной, а тем более обывательской среды может дать единое определение этому расхожему термину. Указать рамки ответственности, тип и полноту передаваемой документации от данных специалистов. Кто-то под словом дизайнер понимает всю полноту проектных работ, кто-то определяет дизайнера только в рамках художественной разработки.

Так как в России давно и довольно хорошо сформировано понимание проектирования, художественной разработки изделий, нет необходимости вводить и использовать дополнительные термины. В большей степени слово дизайнер является пережитком культурного и профессионального упадка страны 90-х годов. Конечно, при общении с зарубежными коллегами на иностранном языке, слова «design», «designer» имеют очень большое значение применительно к конструктиву изделия в части проектных решений, внешнему виду изделия.

В дополнение - архитектор, по сути, тот же проектировщик, применительно к зданиям, городу, как старший специалист в разработке интерьера помещений, с соответствующим образованием.

Комплексный подход в архитектурной визуализации, проектировании